ОКТЯБРЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

филиал МБДОУ "Детский сад №189"
Алтайский край
Каменский район
Меню сайта

Категории раздела
Статьи заведующего филиалом Губиной Ирины Алексеевны [16]
Статьи воспитателя Архипушкиной Кристины Валерьевны [4]
Статьи воспитателя Шубиной Марии Владимировны [5]
Статьи воспитателя Лапоноговой Ольги Анатольевны [8]
Статьи воспитателя Харитоновой Надежды Владимировны [19]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Статьи воспитателя Харитоновой Надежды Владимировны

Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с образцами народной игрушки»
Октябрьский детский сад филиал МБДОУ «Детский сад № 189»


Консультация для воспитателей

«Знакомство детей дошкольного возраста с образцами
народной игрушки»


Составила:
воспитатель старшей
разновозрастной группы
Харитонова Н.В.


2018 г.


(Слайд 1) Народная игрушка в дошкольном возрасте – больше, чем просто игрушка. Народная игрушка - символ культурного наследия, помогает маленькой личности впитать ценности, узнать о традициях, расширять знания о своей Родине, сближаться с народным материалом, передавать образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас. Игрушка - предмет деятельности, взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Народная игрушка способствует познанию ребёнком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка.
(Слайд 2) Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.
Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.
Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.
(Слайд 3) Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент - всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
(Слайд 4) Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.
(Слайд 5) Матрёшка, русская красавица. Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
(Слайд 6) Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
(Слайд 7) Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
(Слайд 8) Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Знакомство дошкольников с народной игрушкой может осуществляться путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения музеев, так же путем анализа традиционных народных промыслов. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию народных игрушек по содержанию, видам, материалу и технике исполнения. Народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребёнка, способствует развитию игровой деятельности.
Проводя занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, воспитатель решает целый комплекс задач:
- образовательные (знакомство с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, символики, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора);
- развивающие (развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творческих способностей);
- воспитательные (воспитание бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров и т. д.).
Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дети выбирают народную игрушку из других для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щёки вызывают у ребёнка нежные чувства.
Образы народного творчества способствуют развитию эстетического восприятия дошкольников. Общение детей с произведениями народного творчества, очень важно для художественного развития дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности и декоративности цветовых и пластических решений. Проведение занятия по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своём обобщением деталей, цветовых пятен. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут усвоить навыки росписи матрёшки, выполнить задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки (Слайд 9). При всём многообразии народная игрушка обладает рядом качеств: условность изображения, лаконизм формы и главное выразительность образа, достигаемые умелым выявлением и подчеркиванием отдельных признаков натуры. В лепке эти обобщённые способы передачи объёмной формы помогают детям просто и лаконично, используя лишь главные признаки передавать образ предмета.
Народная игрушка может использоваться в процессе трудового воспитания дошкольников. Рассматривая игрушки, необходимо обращать внимание на мастерство, трудоёмкость процесса создания произведений народного искусства. Методика работы с детьми следует двум основным принципам – развивать творческие способности и склонности дошкольников, их фантазию и воображение и в тоже время последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество – это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд. На этих занятиях мы формируем у старших дошкольников интерес к порученному делу, умение доводить начатую работу до конца, умение работать в коллективе, взаимопомощь.
Особой задачей в дошкольный период является необходимость умственного развития дошкольников. Умственное развитие происходит успешнее, если обучение строится не только на доступном уровне развития ребёнка, но и на механизмах познания, которые ещё не созрели, но могут уже функционировать. Известно, что у дошкольников преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развиваются абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника Свистунья. Помочь детям в таком абстрактном путешествии поможет речь «квазисубъекта» (записанная на магнитофонную пленку речь как бы народной мастерицы – родоначальницы промысла). В результате происходит активизация мышления дошкольников, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек, дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идёт сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.
Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности может способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах у детей. Обследование осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм. Ребёнку предлагается способ обследования предмета, который будет иметь эффект, сформированные представления будут полезны для чувственного познания. В зависимости от цели и задач работы ребёнок будет обследовать предмет по-разному. Например, при рисовании дымковской куклы важно обращать внимание на контур изображения, определяем основные части, форму, цвет. Так как изображение плоскостное, то следует рассматривать форму в фас. Если же стоит задача выполнить пластическое изображение игрушки в лепке, то мы учим вычленять крупные формы, обращать внимание на соединения частей, а цвет и детали не обследовать. Однако следует учитывать, что сенсорный опыт, не связанный с речью, оторван от мыслительной деятельности, следовательно, необходимо использовать указания и вопросы. Формирование целостного образа включает в себя ряд компонентов: общая форма, части предмета, их пространственное расположение, динамичность, озвученность и т. д.
Народная игрушка содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрёшке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании. На занятии активизируются лексические средства, необходимые для описания игрушки. Обращаем внимание на внешний вид, позы, характер, лицо, костюм, личные впечатления (оценочное отношение к предмету описания). После анализа задаётся вопрос: «За что мы любим народную игрушку?». В своих высказываниях дети отмечают, что игрушка им нравится, она красивая, добрая как в сказке, у неё интересное лицо и т. д. Закрепляется материал разучиванием стихов и потешек о дымковской игрушке, матрёшке и т. д.
Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем. А ведь игрушка даёт для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребёнка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (Слайд 10) (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).
Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе. Можно миллион раз твердить: весна, весна, весна, а ребёнок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что всё понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело: внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать её рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна: вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да ещё и угощает испечёнными «жаворонками».
Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки, обнаруживается закономерность чередования: красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка (Слайд 11); к зиме близки – гжель, тульская игрушка; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек (Слайд 12); ну, а лето веселит «дымка». Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей. А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах: Лета, Осени, Зимы, Весны.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений народная игрушка так же может быть использована. При прохождении, например, темы «количество и счет» эстетические особенности силуэтов народных игрушек могут способствовать активизации детей на занятии.
(Слайд 13) Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребёнка.
Категория: Статьи воспитателя Харитоновой Надежды Владимировны | Добавил: haritonovanadyy (05.02.2018)
Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПЕДАГОГИ

Сайты и группы
  • МБДОУ №189 "Солнышко"
  • Сайт ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • Портал АКИПКРО
  • Виртуальный методический кабинет
  • Факультет дошкольного образования/МУ
  • Факультет проектной деятельности
  • Методический центр ФГОС
  • Факультет коррекционной педагогики/МУ


  • oktybrskei.ucoz.net - 2024