ОКТЯБРЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

филиал МБДОУ "Детский сад №189"
Алтайский край
Каменский район
Меню сайта

Категории раздела
Статьи заведующего филиалом Губиной Ирины Алексеевны [16]
Статьи воспитателя Архипушкиной Кристины Валерьевны [4]
Статьи воспитателя Шубиной Марии Владимировны [5]
Статьи воспитателя Лапоноговой Ольги Анатольевны [8]
Статьи воспитателя Харитоновой Надежды Владимировны [19]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Статьи воспитателя Харитоновой Надежды Владимировны

Консультация "Воспитание культуры поведения в семье"
Октябрьский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Консультация
«Воспитание культуры поведения в семье»


Подготовил: воспитатель
Харитонова Н.В.

п. Октябрьский
2022 г.


Слайд 2.
«В человеке должно быть всё прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А. П. Чехов

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Основы нравственности закладываются прежде всего в семье. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье ребёнок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире и их оценку из уст родителей и старших.
Слайд 3. Многие родители ошибочно считают, что приведя ребёнка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребёнка, но это далеко не так. Обязанность каждой семьи – развить культуру поведения ребёнка с помощью своих поступков и действий, чтобы впоследствии он мог «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам и приемлемым формам культуры поведения. Неумение правильно вести себя в обществе, дома создаёт человеку определённую репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому, с детства следует формировать у детей культуру поведения.
Слайд 4. Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании культуры поведения детей можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Слайд 5. Культура деятельности - проявляется в поведении ребёнка на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, в умении содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности – это естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение ценить время. В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.
Слайд 6. Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребёнок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, в школьном - на уроках, труде, играх, т. е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в образовательном учреждении в обществе сверстников, ребёнок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Под руководством взрослых, деятельность ребёнка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания. Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения детей.
Слайд 7. Культура общения - предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в образовательное учреждение (детский сад или школу), круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с педагогами и другими работниками учреждения.
Слайд 8. Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребёнка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одёжке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Какова же «одёжка» должна быть у ребёнка, чтобы окружающие люди встретили с добром его приход в мир?
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.
Слайд 9.Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем возрасте ребёнка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая речь родителей, стараются использовать её, не понимая хорошие это слова или нет.
Слайд 10. Культурно-гигиенические навыки и привычки - важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованием гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки и смотреть на неопрятную одежду. Взрослые должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Слайд 11. Учить культуре поведения необходимо практически с пелёнок. Маленький ребёнок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить ещё в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.
Как только ребёнок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет всё делать правильно. Не будет, если не научится!
Слайд 12. Далее растёт ребёнок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребёнок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура сервировки. Ребёнок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а, следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.
Слайд 13. Очень важно научить ребёнка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребёнка навыки культуры поведения.
Прежде всего, в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребёнок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах.
Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. Ребёнку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребёнку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям.
Слайд 14. Ещё одно правило касается поведения ребёнка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребёнку сидеть за одним столом со взрослыми. На этот счёт в педагогической среде существуют разные мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Как мне кажется, сидение ребёнка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребёнку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашён на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол, лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.
Слайд 15. Надо помнить, что ребёнок ещё не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребёнок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребёнок, подражая взрослому во всём, будет ему подражать и в правильном поведении.
Слайд 16. Первостепенное значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителя. Его поступки и суждения, тон разговора, внешний облик, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям – вот важный и действенный пример для подражания.
Категория: Статьи воспитателя Харитоновой Надежды Владимировны | Добавил: haritonovanadyy (23.05.2022)
Просмотров: 109 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПЕДАГОГИ

Сайты и группы
  • МБДОУ №189 "Солнышко"
  • Сайт ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • Портал АКИПКРО
  • Виртуальный методический кабинет
  • Факультет дошкольного образования/МУ
  • Факультет проектной деятельности
  • Методический центр ФГОС
  • Факультет коррекционной педагогики/МУ


  • oktybrskei.ucoz.net - 2024