ОКТЯБРЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

филиал МБДОУ "Детский сад №189"
Алтайский край
Каменский район
Меню сайта

Категории раздела
Файлы заведующего филиалом Губиной Ирины Алексеевны [5]
Файлы воспитателя Архипушкиной Кристины Валерьевны [0]
Файлы воспитателя Шубиной Марии Владимировны [3]
Файлы воспитателя Лапоноговой Ольги Анатольевны [5]
Файлы воспитателя Харитоновой Надежды Владимировны [60]
Творчество [6]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Файлы воспитателя Харитоновой Надежды Владимировны

Консультация для родителей "Знакомим детей со временем"
08.01.2022, 17:49

Консультация для родителей «Знакомим детей со временем»

Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Время – довольно сложное понятие и довольно субъективное, ведь на интересном и увлекательном уроке время летит незаметно, а вот на скучном – мучительно долго. Но понимать, что такое время, хотя бы в общих чертах и понятиях малышу необходимо, поэтому придумано много приёмов, помогающих ребёнку сформировать основу, которая позволит ему определять время в будущем.

Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое «сутки», «неделя», «месяц», «год», надо познакомить их с понятиями «сначала» и «потом». Это можно сделать, общаясь с ребёнком в течение дня, играя и занимаясь с ним.

В будущем времени:

• сначала мы умоемся, потом будем завтракать,

• сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садится обедать,

• сначала мы поиграем в лото, потом ты будешь рисовать,

• сначала надо нарисовать, кружочек, потом квадратик.

В настоящем времени:

• сейчас мы идём мыться, а потом будем укладываться спать,

• сейчас весна, потом будет лето.

В прошедшем времени:

• сначала мы сходили погулять, потом сели обедать,

• сначала ты облился супом, потом пришлось мыть пол и тебя самого,

• сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот,

• сначала ты не умел рисовать человечка, потом научился, и так далее.

Для ознакомления с этими понятиями можно использовать картинки с изображениями каких–либо последовательных действий или явлений:

• рост и развитие растения или животного;

• последовательные действия по изготовлению чего–либо (потом её скосили, обмолотили, перемололи, сделали тесто, испекли хлеб и так далее).

Сначала рассматривайте картинки, рассказывайте ребёнку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что потом в том или ином случае.

После прочтения сказок вместе с ребёнком разыгрывайте их, используя игрушки, следя за тем, чтобы ребёнок не путал порядок действий.

Познакомьте ребёнка с названиями частей суток. В течение дня говорите, что было утром, а что будет вечером. Для закрепления знаний о частях суток используйте картинки с их изображением. Если вам не попались подходящие картинки в детских книгах, сделайте их сами – сфотографируйте (нарисуйте) один и тот же вид в разное время суток (например, вид из вашего окна). За столом употребляйте слова «завтрак», «обед» и «ужин», связывая их с соответствующим временем дня. Говорите ребёнку, что все завтракают утром, обедают днём, а ужинают вечером.

Для закрепления знаний прочитайте ребёнку отрывки из стихотворений, в которых описываются практические действия или картины природы, характерные для каждого времени суток. Предложите ребёнку отгадать, о каком времени суток в них говорится.

Ночь

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок,

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать…

(А. Барто)

Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звёздочки горят,

В речке струйки говорят.

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит…

(А. Блок)

Попросите ребёнка:

- рассказать по картинкам, какое время суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными, с людьми, с ним самим);

- пояснить, что бывает сначала, а что потом;

- расположить картинки в нужном порядке (слева направо).

Если ребёнку сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А детям только остаётся правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а что потом. Читающим детям можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке.

Если ребёнок умеет считать и знаком с цифрами, научите его определять время по часам.

Для знакомства детей с названиями дней недели и их последовательностью можно напевать их на какой-то простой и понятный мотив или использовать стихотворение или считалочку. Можно нарисовать макет недели в виде круга, где названия дней недели следуют друг за другом по часовой стрелке. Рекомендуется сделать стрелку из картона, которую мама вместе с ребёнком может передвигать ежедневно, показывая, какой именно день сегодня. Можно сделать не просто стрелочку, а лепестки или звёздочку, на лучах которой будут написаны слова «позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра». На луче, который обозначает «сегодня» можно поместить какую-нибудь метку, чтобы можно было легко его находить.

Начните занятия по этой табличке в один из понедельников. Каждый день с утра передвигайте «стрелку», напоминая ребёнку, что «день, да ночь, сутки прочь». Скажите, что наступил следующий день, назовите этот новый день его «именем» (вторник, среда и т. д.). Скажите, что день, который наступил, кроме своего имени имеет еще и название «сегодня». А день, который кончился, называется «вчера» и т.д. Постепенно, день за днём пройдите и закрепите остальные названия и понятия.

Когда «стрелка» обойдёт полный круг, скажите ребёнку, что уже прошла целая неделя. Рядом с таблицей «неделя» приклеивайте какой-нибудь символ (кружок или звёздочку) по истечении новой недели. Читающим детям можно приклеивать карточки с надписями «1 неделя», «2 неделя» и так далее. Когда вы «накопите» четыре недели, обязательно замените их на символ большего размера, в который бы поместились все четыре «недели» или написанное на большом листе слово «месяц». И дальше продолжайте считать недели. Ребёнок должен усвоить, что месяц — это отрезок времени, включающий в себя четыре недели, что можно отсчитать расстояние в месяц, начав в любой из дней (сначала не стоит уточнять, что месяц бывает чуть длиннее — на два-три дня).

Также в качестве наглядного пособия по изучению времени полезно иметь дома отрывной календарь или модель настольного календаря, работать с которым надо научить детей.

Удобнее пользоваться календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Покажите, как на нём изображаются дни, недели и месяцы. Расскажите, что люди договорились промежутки времени размером в один месяц называть своими «именами», чтобы удобнее было ориентироваться в году. Конечно же, добавьте, что год составляют 12 месяцев. Добавьте, что «год» — это отрезок времени длиной в 12 месяцев, и можно отсчитывать расстояние в один год с любого момента. Приведите пример с днём рождения самого ребёнка. От одного дня рождения до другого проходит ровно один год. Отметьте на календаре дни рождения членов своей семьи.

Расскажите, с какого именно месяца начинается год. Для того чтобы ребёнок лучше запомнил, в каком порядке месяце сменяют друг друга, пойте их названия (на простой знакомый мотив). Можете ещё добавить в «песенку» слова «зимние месяцы», «весенние месяцы» и так далее. Раскрасьте разными цветами месяцы по сезонам в календаре. Прочитайте малышу сказку «12 месяцев». Гуляя с ребёнком, обращайте его внимание на основные признаки сезона, на поведение животных в природе, на состояние растений, на труд людей. Рассказывайте, что бывает сначала, а что потом:

сначала тает снег, потом начинает расти трава,

сначала появляются почки, потом листья и цветы и т.д.

Расскажите ребёнку, что сезоны повторяются один за другим, что всегда после осени бывает зима и так далее, что за один год проходят все четыре сезона. Вам могут пригодиться картинки с изображением сезонов, дополнительных символов (снежинка, дождик и прочее), картинок (санки, зонтик и прочее) и слов (тепло, холодно, жарко). Спросите ребёнка, когда что бывает и когда что бывает людям нужно. Попросите разместить слова или изображения около картинок, иллюстрирующих сезоны года.

Позже, знакомя детей с месяцем и годом, можно использовать табель-календарь. По нему дети узнают названия месяцев по порядку и количеству дней в каждом месяце. Сразу же выделяют одинаковые по продолжительности месяцы, отмечают самый короткий месяц в году – февраль (28 или 29 дней). По календарю определяют порядковый номер месяца (Как называется пятый месяц в году? Которым по счёту является июль? и т.п.), устанавливают день недели, если известно число и месяц, и наоборот, устанавливают, на какие числа месяца приходятся определённые дни недели (В какой день недели будет праздник 8 Марта в этом году? На какие числа приходятся воскресенья в марте? и т.п.).

Чтобы научить маленького ребёнка (дошкольника) времени, изготовьте из плотного яркого картона большие часы с подвижными стрелками. Не нужно знакомить с такими сложными понятиями, как «четверть часа», «без десяти два». Достаточно объяснить ему, что час — это целый круг, который проходит длинная стрелочка, а с помощью короткой мы узнаём, сколько сейчас часов. Обязательно покажите ребёнку, что стрелки движутся строго в одном направлении.

Обратите внимание ребёнка на визуальную разницу между стрелками, расскажите, в чём различие их функций. Научить дошкольника часам можно, сначала выставляя ровное время, например, 2 часа. Пусть ребёнок сам попробует ответить, сколько часов показывают стрелки, и самостоятельно выставит названное вами время.

Маленького ребёнка можно научить определять половину часа, 5, 10, 15 минут. Объясните, что короткая стрелка, передвигаясь от цифры к цифре, проходит 5 минут. Две цифры она проходит уже за 10 минут и т. д. Прочертив карандашом линию через числа 12 и 6, покажите ребёнку, что такое полчаса.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Эффективно научить своего ребёнка определять время по часам можно и другими действенными способами.

  1. Нарисуйте часы вместе с ребёнком. Удобно делать это на одноразовой бумажной тарелке. Самостоятельно изображая циферблат и стрелки, малыш быстрее поймёт и запомнит работу часов.
  2. Периодически включайте ребёнку развивающие мультфильмы, обучающие времени. По мнению специалистов, зрительное восприятие информации малышом даёт больший эффект, чем слуховое.
  3. Используйте время в процессе игр. Пусть игрушки «живут» по часам. Чаще говорите: «кукла проснулась в 8 утра», «мишка пошёл на прогулку в 12:30», «машины приехали в гараж в 11:15».

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ

Если ваш малыш освоил игрушечную модель часов, переходите к настоящей. Заостряйте его внимание только на основных моментах, не останавливаясь на всех тонкостях определения времени. Обучение нужно проводить каждый день, чтобы закрепить появившиеся у ребёнка навыки, иначе он быстро забудет их, и весь процесс придётся повторять с нуля.

КАК ЗАКРЕПИТЬ РЕЗУЛЬТАТ?

Каждый день просите ребёнка посмотреть, какое время показывают часы. Чаще задавайте ему вопросы: «во сколько ты проснулся?», «сколько времени ты играл?» и т. д. Можно просить малыша помочь маме в течение определенного времени, например, 5 минут последить за кашей на плите. Ребёнок никогда не откажется от такого задания!

Ни в коем случае не пытайтесь научить ребёнка времени через силу. Занимайтесь с ребёнком ровно столько, сколько малыш проявляет интерес. Всю пройденную теорию закрепляйте примерами из вашей жизни. Связывайте время с событиями, которые знакомы и интересны ребёнку (просмотр мультфильмов, купание, прогулка во дворе). Если вы не станете торопить своего ребёнка в освоении сложной для него науки, результат будет очень эффективным.

Категория: Файлы воспитателя Харитоновой Надежды Владимировны | Добавил: haritonovanadyy
Просмотров: 219 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПЕДАГОГИ

Сайты и группы
  • МБДОУ №189 "Солнышко"
  • Сайт ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • Портал АКИПКРО
  • Виртуальный методический кабинет
  • Факультет дошкольного образования/МУ
  • Факультет проектной деятельности
  • Методический центр ФГОС
  • Факультет коррекционной педагогики/МУ


  • oktybrskei.ucoz.net - 2024