Развлечение-игра «Новогодние традиции в разных странах»
Цель: Познакомить детей с традициями празднования Нового года в разных странах.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Создать условия для проявления творческих способностей.
3. Сплотить детский коллектив.
4. Расширение и активизация активного словаря.
Оборудование:
1. Магнитофон, диск (индийская, японская, тибетская, венгерская, болгарская, шотландская, иранская, итальянская музыка, бубенцы), ноутбук, проектор.
2. Реквизит для конкурсов: свеча, воронка, бутылка; стакан с водой и карта; 5 монет; ящик с круглым отверстием и плащ; доска и мел; карточки с номерами 1-8; погремушки; кегли
Ход игрового развлечения:
Звучит музыка (новогодняя сказка)
Воспитатель. Ребята, за окном наступает зима — время самых коротких дней и самых длинных ночей. Но мы любим это время года. За что мы любим зиму? Именно зимой к нам приходит Новый год и вместе с ним радостное настроение, исполняются самые заветные желания, возможны самые невероятные чудеса. Новый год - волшебный праздник, отмечаемый во всём мире. Все мы знаем и чтим традиции празднования Нового года в нашей стране.
- Какие традиции Нового года отмечаемого у нас в стране вы знаете? (Приходит в новогоднюю ночь Дед Мороз и внучка его Снегурочка, и дарят подарки)
Ребята, но в других странах мира тоже есть свои традиции, многие из которых весьма необычные и интересные. Я вас приглашаю попутешествовать и посмотреть, как отмечают новый год в разных странах.
(Слайд 1). Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на экране? Правильно! Это флаги разных стран. А как выглядит флаг России? Назовите его правильное местоположение на экране. (Дети отвечают…в верхнем правом углу). А теперь проверим, верным ли был ваш ответ. (Слайд 2 …последовательно производятся щелчки и над флагами возникают названия). Мы теперь знаем, как выглядит не только флаг России, но и флаги других стран, в которых мы сегодня с вами побываем.
Ну а теперь, настало время отправиться в путешествие на волшебных санях-самоходах.
(Все садятся в сани).
На экране проектора появляется земной шар. (Слайд 3, полет над землей)
(Слайд 4 – карта мира, выделяется Индия). Первая страна, в которой мы совершим приземление – Индия.
(Слайд – 5). Новогоднюю ночь в Индии встречают не в полночь, а с восходом солнца. В этот день запрещается ссориться и сердиться. Считается, что весь год сложится так, как начался. Надо рано встать, привести себя в порядок, не спеша вспомнить прошлое и подумать о будущем.
(Слайд – 6). Днем проводятся состязания по стрельбе из лука, запускаются воздушные змеи. Особенно популярны и собирают огромные толпы на улицах и площадях представления народного театра. И сейчас вас ждет встреча со знаменитым индийским магом и волшебником, фокусником и факиром, таинственным Раджой. (Слайд – 7,8)
Я предлагаю вам увидеть таинственную, сказочную восточную ночь. Чтобы увидеть ее надо зажмурить один глаз, а другим взглянуть в круглое отверстие ящика. Итак, чудо начинается…
(Ребенок смотрит в отверстие, для большего эффекта ему на голову набрасывается плащ мага. Но он ничего там не увидел.)
Воспитатель. Ну, что увидел?
Ребенок. Ничего не увидел.
Воспитатель (возмущается). То есть, как это понимать? Вы видите тьму. Это и есть волшебная, таинственная восточная ночь! А сейчас я покажу вам несколько фокусов.
«Капризы пламени»
Воспитатель зажигает свечу, слегка дует на пламя, оно отклоняется в противоположную сторону. Затем берет воронку, дует на свечу через воронку. Пламя отклоняется в сторону воронки. (Объяснение в воронке создается область пониженного давления, в которое и втягивается пламя). Ставит перед горящей свечой бутылку, дует на нее. Свеча погасла. (Объяснение: поток воздуха разделился на два потока, затем соединился и задул свечу).
«Стакан-непроливайка»
Воспитатель берет стакан с водой, кладет карту на стакан. Придерживая карту рукой, быстро переворачивает стакан и убирает руку: вода не выливается. (Объяснение: воздух давит на карту и прижимает ее к стакану).
«Волшебная монета»
Воспитатель просит ребенка взять в руки одну из пяти монет, сжать в руке и подержать. Затем монета кладется на стол. Воспитатель их перемешивает и находит нужную. (Объяснение: та, которую держали в руках, будет теплее других).
Воспитатель. (Слайд – 9). Отправляемся дальше, занимаем свои места в волшебных санях! (На экране земной шар – Япония) (Звучит японская мелодия)
(Слайд – 10). В Японии в канун Нового года принято дарить открытки с изображением животного, под знаком которого наступает Новый год. Перед праздником необходимо также расплатиться со всеми долгами.
(Слайд – 11). Цифры 100 и 8 японцы считают счастливыми, поэтому в храме о наступлении нового года извещают 108 ударов колокола.
(Слайд – 12). С последним ударом полагается ложиться спать, чтобы встать перед рассветом, выйти на улицу и встретить Новый год с первыми лучами солнца.
(Слайд – 13). Новый год в Японии не просто праздник, а как будто общий день рождения. Сто восьмой удар новогоднего колокола добавлял год каждому японцу.
(Слайд – 14). Утром по центральным улицам проходит традиционная процессия «Танцующего тигра». Его изображают четверо мужчин в масках, одетые в пестрые ткани.
Воспитатель. И сейчас я предлагаю вам принять участие в такой процессии. Для этого нужно всем встать друг за другом, положить руки на плечи впереди стоящего и крепко держать его. «Голова» тигра должна поймать «хвост».
(Звучит музыка, японская, проводится игра)
(Слайд – 15). А еще в Японии в новогоднюю ночь дети заняты рисованием. Здесь живет предание, что если положить под подушку рисунок с изображением того, о чем мечтаешь, то желание исполнится. Вот и мы сейчас порисуем.
Игра: с закрытыми глазами нарисовать дом, не отрывая мел от доски, или пририсовать с закрытыми глазами хвост слону, уши зайцу.
Воспитатель. Отправляемся дальше в Иран! (Слайд – 16. На экране земной шар – Иран.) (Слайд 17)
(Слайд – 18). Это дети из Ирана. Некоторые дети в Иране изучают русский язык и шлют вам свой привет. «Привет вам, друзья, от жителей Ирана. Это мы, жители Ирана, шлем вам поздравление с Новым годом, пожелания удачи, радости и благополучия. Давайте и мы поделимся своим теплом и добротой, и каждый из нас что-то пожелает детям из Ирана. (Дети поочереди говорят пожелания детям Ирана.)
(Слайд – 19). Новый год в Иране празднуют в день весеннего солнцестояния, приходится он на 21 или 22 марта. Иранцы встречают новый год в вычищенном до блеска доме. Для встречи нового года каждый житель Ирана должен приобрести новую одежду и обувь.
(Слайд – 20). На улицах страны разжигаются тысячи костров, в огне которых «сгорают» все проблемы уходящего года. Чтобы очиститься и заручиться счастьем в наступающем году, люди прыгают через пламя костра.
(Слайд – 21). В Новый год отец семьи дарит всем прекрасную одежду, украшенную узорами.
Воспитатель. (Звучит итальянская музыка). Мы продолжаем наше путешествие на волшебных санях. (Слайд – 22).
(Слайд – 23). Итальянцы в новогоднюю ночь из квартир в самую последнюю минуту старого года все выбрасывают разбитую посуду, старую одежду и даже мебель. Вслед за ними летят хлопушки, конфетти, бенгальские огни. Принято считать, что если в новогоднюю ночь выбросить старую вещь, то в наступающем году купишь новую.
(Слайд – 24). В канун нового года и после него, в Италии проводят карнавалы.
(Слайд – 25). Все итальянские дети с нетерпением ждут волшебницу Бефану, которая прилетает ночью на метле и через каминную трубу наполняет подарками детские чулочки, специально подвешенные к камину.
(Слайд – 26) А по адресу бульвар Европы, д. 175, Рим, Италия, живет итальянский Дед Мороз, которого зовут Баббо Натале. И он прислал вам в подарок очень интересный музыкальный конкурс. Он называется «танец номеров». (Слайд – 27)
Проводится игра. Все ребята встают в круг, каждый берет себе номер от 1 до 8. По команде «Начали!» звучит музыка и все в кружке, взявшись за руки, пританцовывая, движутся в правую сторону. Но вот музыка прекращается, ведущий громко называет номер, например, «третий!» По этой команде звучит мелодия — русская, цыганочка, ламбада, лезгинка, участник под этим номером выходит в круг и танцует. Далее игра продолжается, называется другой номер или два сразу.
Воспитатель. Нам опять пора отправляться дальше в путешествие. Садимся на наши волшебные сани. (Слайд – 28). (На экране земной шар – Шотландия. Звучит шотландская волынка.)
(Слайд – 29). За несколько дней до 1 января на улицы Шотландии выходят музыканты и певцы, исполняющие народные песни. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары.
(Слайд – 30). Все члены семьи собираются у камина, смотрят на огонь, символически сжигающий все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелки часов приближаются к двенадцати, глава семьи, молча, открывает дверь настежь — пока часы бьют, в нее, считается, выходит Старый год и входит Новый. А еще шотландцы любят танцевать, устраивать театральные праздники, петь песни. Мы сейчас тоже повеселимся и споем новогодние частушки, берите погремушки и слушайте внимательно, последнее слово в каждой строчке вам нужно сказать самим. Четко произносите все звуки (дети слушают начало строчки, договаривают слово и повторяют строчку целиком, отбивая ритм шумовыми инструментами).
Роз-роз-роз, приходи к нам (Дед Мороз).
Ях-Ях-Ях, вез подарки на (санях).
Шке-шке-шке, все подарочки в (мешке).
Шка-шка-шка, доставай их из (мешка).
Шок-шок-шок, мы тебе прочтем (стишок).
Воспитатель (Cлайд – 31). Санта-Клаус — в Шотландии — приходит в каждый дом, и дети играют с ним. Самая любимая игра — прятки. Я предлагаю что-то подобное сделать и нам.
Игра: Участники команды становятся друг за другом, кто следующий кладет руки на плечи предыдущему, у всех, кроме «проводника», завязаны глаза, «проводник» должен провести команду через лабиринт, обходя стулья, кегли. Задача — не сбить предметы.
Воспитатель. Отправляемся дальше в путешествие. (Слайд – 32). (На экране земной шар – Болгария)
(Слайд – 33). Провожая старый год, в домах гасят свет. Когда часы бьют полночь, все погружается во мрак. В эти секунды многие пытаются отыскать в темноте Деда Мороза и поцеловаться с ним. Так как, по шуточному поверью, это предвещает особенную удачу.
(Слайд – 34). Как только загорается свет, на праздничный стол ставят новогодний пирог с секретом: в каждом кусочке его спрятаны маленькие предметы: орешек (раскусить крепкий орешек в новом году), монетка (тебя ожидает выигрыш), скрепка (ожидает встреча с хорошим другом), шарик из фольги (осенит блестящая идея), а если попадется веточка розы — будет счастье в любви.
(Слайд – 35). И еще в Болгарии есть один сюрприз. Всем известно, что в новогоднюю ночь сбываются мечты.
Воспитатель. (Слайд – 36). Последним пунктом нашего путешествия будет Россия.
(Слайд – 37). В этот день на Руси ждали Деда Мороза и Снегурочку. Не многие знают, что наши предки считали Деда Мороза неказистым, вредным старикашкой, который бегал по полям, тряс длинной бородой и стуком вызывал трескучие морозы.
(Слайд – 38). Поэтому принято было его задабривать. Старший в семье выглядывал в окно или выходил за порог и говорил: «Дед Мороз! Приходи к нам кутью есть! Мороз! Мороз! Не ешь наш овес!». Но дожив до наших дней, Дед Мороз стал добрым.
(Слайд – 39). Дед Мороз существует около 140 лет. И ни один праздник не проходит без его участия. В новый год Дед Мороз исполняет желания, приносит подарки. Я думаю, что у каждого из вас, есть свое заветное желание? Задумайте его, а в Новом году все желания обязательно исполнятся.
(Слайд – 40). Наше путешествие закончилось. Но мы надеемся, что настроение веселья, радости, ожидания чего-то необычного вам удастся сохранить на весь год.
|