Октябрьский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»
Консультация для воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила воспитатель Харитонова Н.В.
2018 г. п. Октябрьский
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких - и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» Януш Корчак.
«Здоровье - это та вершина, на которую человек должен подняться сам» И.Брехман.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения. Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), которые способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью. Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность? Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится: «Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств». Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек. Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста - Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду. - Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни. - Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье. - Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью. - Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста. - Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях. Применительно к ребенку: - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; - знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его; - валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; - умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь. Применительно к взрослым: - содействие становлению культуры здоровья, - валеологическое просвещение родителей. Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью должно реализоваться по всем направлениям программы и равномерно распределяться в структуре режимных моментов, осуществляться ежедневно через: - непосредственно организованную деятельность, - организацию игр, - общение, - художественно-речевую деятельность, - изобразительную деятельность, - познавательно-практическую деятельность, - максимальное использование наглядности. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: - приобщение детей к физической культуре, - использование развивающих форм оздоровительной работы. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, это не помешает. К успеху не приведет и расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В доступной для детей форме необходимо дать элементарные знания и практически закрепить их. Оздоровительные занятия, беседы Задачи: • сохранение и укрепление здоровья; • развитие сенсорных и моторных функций; • формирование потребности в двигательной активности; • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний; • приобретение навыка правильного дыхания; • привитие навыков элементарного самомассажа; • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве); • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; • формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др. Беседы могут включать вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. Беседы–рассуждения учат детей элементарным рассуждениям о здоровье: что значит быть здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым. Итак, в течение года дети получают элементарные знания о строении своего организма и навыки ухода за своим телом. Все мы - педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?». Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме: эксперименты, проблемные ситуации. Например: • со снегом – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная; • со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха; • глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами; • при работе с утюгом – различные виды тканей. Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость. Познавательный цикл всех мероприятий Задачи: 1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов). 2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены. 3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения. 4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений. 5. Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях. 6. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека. 7. Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий. 8. Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать. 9. Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека. 10. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей. Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности 1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ. 2. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ. 3. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников. 4. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье. 5. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.
|