"Уважайте в себе и
других людях
человеческую личность"
Д. Писарев
Детство это важный этап в жизни человека и главной задачей для взрослых людей является подготовка детей к полноценной жизни в обществе. Поэтому мы хотим содействовать тому, чтобы наши дети знали и умели отстаивать свои права и интересы, укрепив тем самым, их способность к социализации и раскрытию творческого потенциала.
Ребенок, согласно Конвенции ООН о правах ребенка, является самостоятельным субъектом права, имеющим права отличные от прав взрослых. Это обуславливает необходимость введения особых механизмов защиты прав ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка призван стать таким независимым механизмом контроля за реализацией прав детей.
«ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА»
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно ничем заменить. Истинные духовныеценности человека, возможно, сохранить только в семье, а передать их - только через детей.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.
Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание.
Жизнь, здоровье и будущее ребенка целиком зависят от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.
Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.
В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на выживание, развитие, защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.
Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение и т. д. Таким образом, Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепринятымнормам международного права.
Семейный кодекс РФ (ст. 63) предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, их оскорбление или эксплуатацию.
Нарушением прав ребенка считается:
• Лишение свободы движения.
• Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного кодекса РФ запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
• Применение физического насилия к ребенку.
• Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка - воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.
• Угрозы в адрес ребенка.
• Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
• Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
• Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
• Отсутствие должного внимания и заботы, любви.
Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ (ст. 63) оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.
Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей.
Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей - наше с вами будущее, наш завтрашний день.
Правовой статус несовершеннолетних детей (с рождения до восьми лет)
Возраст ребенка
|
Права, обязанности, ответственность
|
Необходимые знания,умения, навыки
для реализации прав, ответственности
|
1
|
2
|
3
|
С рождения
|
• Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1, ст. 20 Конституции РФ).
• Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).
• Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27Конвенции ООН о правах ребенка)
|
С детского сада -необходимость знаний о международных и российских документах о правах детей, человека, их основное содержание
|
С рождения
|
• Право на защиту своих прав и законных интересовродителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
• Право на самостоятельное
обращение в орган опеки и
попечительства за защитойсвоих прав,
• Право быть заслушаннымв ходе любого судебного или
административного заседания
(ст. 3 Конвенции ООН о правахребенка, ст. 56, 57 Семейногокодекса РФ)
|
С начальной школы -необходимость знания органов по защите прав ребенка, их компетенции; навыки обращения к ним за защитой своих прав; знание основ процессуального законодательства
|
С рождения
|
• Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54, 57, 60 Семейного кодекса РФ)
|
С начальной школы - необходимость знаний основ семейного права, наследственного права
|
С рождения
|
• Право на гражданство
(ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка)
|
С начальной школы - необходимость знания основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан
|
С рождения
|
• Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка)
|
С детского сада - необходимость знаний основ гражданского законодательства, с начальной школы - законодательства о защите прав потребителей
|
С рождения
|
• Право на отдых и досуг.
• Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).
• Право на защиту от экономической эксплуатации
(ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка)
|
С детского сада - необходимость знаний основ законодательства об охране здоровья
|
С рождения
|
• Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка)
|
С детского сада - необходимость санитарно-гигиенического образования. С начальной школы - знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за изготовление, распространение наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность
|
С рождения
|
• Право на защиту от сексуальной эксплуатации
(ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка)
|
С детского сада - необходимость санитарно-гигиенического образования. С начальной школы - знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за противозаконные действия сексуального характера
|
С рождения
|
• Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка)
|
С детского сада - знания о защите прав ребенка
|
С 6 лет
|
• Право на образование. Обязанность получить основное образование (ст. 43 Конституции РФ)
|
С детского сада - необходимость знаний об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образования
|
С 6 лет
|
• Право на совершение мелких бытовых сделок (ст. 28 ГКРФ)
|
С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли-продажи, договоров на оказание услуг
|
|